Концепция |
"УТВЕРЖДАЮ"
От Национального Фонда "Русская школа" Президент Фонда Е.А.Андреев 17 августа 1994 г. "СОГЛАСОВАНО" От Московского департамента образования Зам. председателя МДО Г.Д.Кузнецов 17 августа 1994 г. КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ШКОЛЫ Вводная часть Русская школа – национальное достояние Российского государства. Русская школа – историко-культурное наследие русского народа, достояние мировой культуры. Русская школа – одна из основ государственного строительства России, опора нравственного здоровья народа. Русская школа в широком понимании является системой национального воспитания и образования, включающей в себя различные типы учебных и внеучебных учреждений, научные и другие государственные и негосударственные структуры. Концепция русской школы – составная часть общенациональной программы возрождения русского народа. Концепция призвана стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки проектов законодательных и нормативных актов в целях реализации положений концепции, создания учебных программ и планов, учебных заведений нового типа. Нормативной основой деятельности русской школы являются Конституция Российской Федерации, Закон РФ "Об образовании", другие законодательные акты Российской Федерации. 1. Общие положения Данная концепция отражает вопросы среднего образования в русской школе. Концепция направлена на создание условий для национального воспитания и образования, устранения национального обезличивания русских детей. Русская школа является открытой, она обеспечивает надлежащее образование на русском языке гражданам всех национальностей, уважение их национальных чувств. Концепция изменяется со временем, отражая процесс становления новой русской школы, развития традиций национального воспитания и образования. Концепция русской школы имеет общероссийский характер и может использоваться русскими школами в других странах. 2. Основные идеи русской школы 2.1. Идея величия и богатства русской земли Русские дети должны знать и любить свою страну: ее жителей, ее богатства, ее климат, представлять ее территориальное пространство как национально государственное наследие России. Они должны прийти к пониманию, что народ живет не для земли и не ради земли, что он живет на земле и от земли, и что территория необходима ему, как воздух и солнце. Они должны почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, является исконной территорией, уже освоенной русским народом. 2.2. Идея единства русского народа 2.3. Идея исторического единства русского и других народов России 2.4. Идея общности славянских народов 2.5. Идея воспитывающего значения русской истории Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он сын русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего многие страдания и выходившего из них не раз к подъему и расцвету, и в то же время он сын великого славянского племени, член мирового многонационального согражданства. Необходимо пробудить в детях уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник мудрости и силы. Душа русского человека должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю, так, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль, чтобы инстинкт и разум его приняли в себя все прошлое своего народа, чтобы сердце его полюбило события русской истории. Он должен прочувствовать окрыленные слова Пушкина: "Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь". Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории недопустим в преподавании истории и вообще в русской школе. 2.6. Идея святости и национальной доблести Воображение детей должно быть пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести. Образы святости пробудят их совесть; а русскость святого – вызовет в них чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности; она даст их сердцу радостную и гордую уверенность, что наш народ имеет право на почетное место в мировой истории. Образы героизма пробудят в них самих волю к доблести, пробудят их великодушие, их правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя – даст им непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера. Преклонение перед святым и героем возвышает душу: оно дает ей и смирение, и чувство собственного достоинства. 2.7. Идея воспитывающего значения православных ценностей 2.8. Идея духовного совершенствования личности, подвижничества, милосердия 2.9 Идея воспитывающего значения русского языка и литературы 2.10. Идея трудового воспитания Дети должны почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость его почетность, его смысл, что труд есть источник здоровья и свободы. В русских детях должна пробудиться склонность к добровольному творческому труду, и из этой склонности они должны почувствовать Россию, как бесконечное трудовое поприще. Тогда в них пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству, как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа. 3. Основные принципы воспитания и образования 3.1 Принцип патриотизма Воспитание и образование должны: - соответствовать истории, характеру и традициям народа, - осуществляться на принципах уважения, любви и преданности к своему Отечеству, веры в цивилизованное будущее России, независимо от положения дел в стране. 3.2.Принцип историзма Гуманитарные предметы должны изучаться на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться приобретением сведений об истории развития соответствующих наук. 3.3. Принцип воспитывающего обучения Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащегося. 3.4.Принцип методической целостности учебно-воспитательного процесса Воспитание целостной личности предполагает, что в образовательном процессе согласуются между собой: - программы общей системы учебно-воспитательных структур (дошкольные учреждения, школы, ВУЗы и др.), - программы, учебные планы для различных дисциплин, преподаваемых в школе, - содержание и количество предметов, изучаемых учащимся в один день. 4. Основные задачи школы Главной целью русской школы является воспитание нравственно здоровой, духовно полноценной, трудоспособной личности. При этом решаются следующие основные задачи: - формирование национального самосознания, - овладение учащимся языком предмета, умением дальнейшего совершенствования в предмете. - духовное, художественно-эстетическое воспитание на национальной основе, - физическое воспитание учащихся, формирование в них сознательного отношения к своему здоровью, - подготовка учащихся к полноценной жизнедеятельности в современном мире, - подготовка к защите Отечества. 5. Положение о русской школе Принимаемые органами образования положения и другие документы о русской школе основываются на концепции русской школы и предусматривают: - три ступени школьного образования, - порядок перехода школы на позиции русской школы с учетом накопленного опыта, - государственные гарантии учащимся русской школы, - дифференциацию школ по склонностям учащихся и их профессиональным ориентациям, - создание условий педагогическим коллективам школ для научно-практической деятельности по отработке механизма реализации концепции русской школы. 6. Региональные особенности Региональные особенности русской школы отражаются в положении о русской школе и других документах, принимаемых на основе данной концепции. Особенности русской школы в Москве определяются тем, что Москва – столица России, историческая столица русского народа, центр русского православия, один из центров мировой цивилизации. 7. Заключительные положения 7.1. Перечень дополнительных документов На основе настоящей концепции будут приниматься также следующие документы: - концепции преподавания истории, литературы, русского языка и других предметов в русской школе (с дальнейшей разработкой базовых учебных программ и планов), примерные циклы и содержание учебных курсов, - примерный устав русской школы, - о подготовке и переподготовке учителей по предметам русской школы, - принципы взаимодействия Национального Фонда "Русская школа" с учреждениями воспитания и образования, - принципы взаимодействия учреждений русской школы с учреждениями культуры (библиотеки, музеи, театры и др.), - положение о русской школе как национальном культурном центре, центре славянских международных связей. 7.2. Дальнейшее развитие концепции Концепция русской школы в ее последующих вариантах распространяется на дошкольные учреждения и ВУЗы. 7.3. Примечание. В разделах 2.1, 2.5, 2.6 и 2.10 настоящей концепции использованы высказывания И.А.Ильина из его книги "Путь духовного обновления", Мюнхен, 1962, стр. 180-185. |